Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.
Рассматриваются вопросы сущности инноваций и финансовой инновации. Показана важность стоимостной природы финансовой инновации. Даются размышления о перспективах инновационного развития России.
Приступая к рассмотрению финансовых аспектов инновационного развития страны, приходится констатировать, что выбранная направленность и проблематичность этой тематики сегодня, как никогда важна, она не просто актуальна, она имеет определяющее значение для экономики нашего государства. На самом высоком уровне задаются вопросами о концепции и направлении вектора развития России и местоположении национальной экономики в мировом разделении труда и стратегической расстановке сил в будущем.
После многих лет реформ приходит зачастую понимание того, что реализуемые меры часто не приносят ожидаемого видимого результата. В чем же дело? Все так хорошо работало, имело положительную реализацию, опыт применения за рубежом и вдруг такой скромный результат. Вот и наступает осознание того, что многие разработки мировой экономической мысли, реформаторства не могут «прижиться» в отечественной экономике – слишком разные первоначальные условия, особенности менталитета, исторические особенности. Задумываясь над инновационной направленностью развития страны, мы пытаемся не только определить стратегические ориентиры, но и оценить возможность, приемлемость их тактической реализации.
Сложность исследования данной проблематики обусловлена еще и тем, что отсутствует четкое и общепризнанное понимание того, что такое инновация, что есть инновация в той или иной сфере науки. И это несмотря на то, что термин введен в оборот еще в первой половине XX в. классиком политэкономии австрийцем Й. Шумпетерем. В настоящее время энциклопедическим является следующее определение инновации: «новшество в производственной и непроизводственных сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.» [1]. Но вряд ли это определение добавляет четкости в определении сущности и специфики данной без преувеличения ключевой категории. Кроме того, необходимо учитывать и масштаб, эффект к которому приводят нововведения, ведь очевидна фундаментальность понятия инновации, факторов лежащих в основе этого явления.
То же можно сказать и относительно финансовой инновации, под которой понимается «новшество в финансовой сфере, результат процесса создания новых финансовых методов, инструментов, видов операций, платежных систем и технических приемов, способствующих: улучшению функционирования финансовых учреждений; ускорению финансовых потоков; улучшению финансирования предусмотренных расходов; снижению рисков и издержек; ускорению финансовых операций; повышению эффективности бизнеса» [1]. Данное определение также не имеет в своем составе выраженного, доминирующего финансового признака, позволяющего выделять «инновационные» разработки и решения среди общепринятых.
Остановимся подробнее на финансовом аспекте этого вопроса, хотя понятно, что в современном мире любая инновация принимается только тогда, когда дает стоимостной прирост экономике. Вот и получается, что с этой точки зрения финансовая инновация – интегральный показатель, имеющий в своей основе факторы самой различной природы и порядка, но неизменно реализующие себя в оценке экономической эффективности.
Таким образом, инновацию с точки зрения финансовой науки, особенностей современного мироустройства мы определяем как нововведение, обеспечивающее в итоге качественный рост первоначальной стоимости. Спорным является вопрос о критериях такого качества – надо полагать, что 15%, 40 ли здесь будет мало, поскольку мы по-прежнему говорим скорее о приросте к имеющемуся образованию. Нам же принципиально важно новое стоимостное образование. Если говорить о качестве нового порядка, то нужно иметь ввиду кратный рост стоимости, но это вряд ли достижимо. В экономике, финансах измеряют процентный прирост, поэтому более 100 % прироста – здесь, пожалуй, можно говорить о качественном росте, о создании нового стоимостного образования. Выходит, что с финансовой точки зрения по реализации запланированного инновационного проекта (важно также определится с временными границами реализуемого проекта, ориентиром может служить мировой опыт в аналогичной сфере) мы должны иметь ощутимый по сравнению с имеющимися на рынке технологиями стоимостной прироста. Иная же эффективность в нашей экономике вряд ли обеспечит ее выход на уровни принятые в передовых странах. Но нам важно выйти на мировой рынок и соответствовать принятым здесь требованиям. На мировом финансовом пространстве правила задают транснациональные корпорации и банки, интересам которых часто уступают даже государства. За подтверждение нашей состоятельности (например, через сертификацию продукции и т.д.) нам приходится платить по общемировым ценам. Это притом, что отечественная экономика зарабатывает преимущественно на сырьевом секторе, а не на инновационной продукции или интеллектуальных услугах обеспечивающих ведущим странам наибольшую долю добавленной стоимости.
Взгляд на инновацию с позиции финансов важен еще и потому, что он будучи результирующим стоимостных потоков и генерации стоимости, сводит воедино, оценивает конечную эффективность самых различных усовершенствований. Прирост финансовых ресурсов, стоимости позволяет оценить любые нововведения, будь-то организационной структуры, технологии, конечного продукта и т.д.
Но на что же должен опираться рост стоимости? На уникальные конкурентные преимущества органично присущие экономической системе. Инновационная направленность развития, помимо очевидной новизны, предполагает лидерство в поведении и эффективность в реализации задуманных планов. Это и есть инновационный путь. В любом другом случае мы следуем за лидером, т.е. в лучшем случае оказываемся на втором месте.
Зачастую мы как потребители, не задумываемся о том, что вроде бы такое благо как доступность импорта, совместное производство имеют в конечном итоге для отечественной экономики часто и негативные результаты – мы идем, привыкаем идти в векторе, выбранном не нами, но мировым лидером. Экономическая экспансия может предполагать последовательность этапов реализации услуг и занятия места на рынке: продажа товара; продажа технологических линии по производству комплектующих, продукции; продажа франшизы; продажа технологии производства; продажа и размещение производства, формирование устойчивой потребности в данном товаре или услуге. При таком поведении, мы, в лучшем случае, «хватаемся за хвост», но не знаем, куда смотрит лидер.
В какой мере способна на инновационный уклад развития отечественная экономика, которая привыкла, к тому же, к экстенсивной направленности развития, росту, основанному на экспорте сырьевых ресурсов? Рост стоимости должен опираться на реальные возможности экономики, созданные возможности и перспективы развития. Однако существуют и предельные для данных условий темпы тактического развития экономической системы. В стратегическом плане они определяются доминирующими научными концепциями, под которых и сформированы, формируются практически ориентированные меры и соответствующее институциональное обеспечение.
Рост стоимости (в т.ч. относительно ВВП) есть скорее критерий для отбора лучших проектов, а не для всей совокупности экономических объектов, поскольку надежность и темпы развития любой системы определяются показателями слабейшего ее элемента Такие критерии определят точки роста на уровне предприятий, отраслей, регионов, национальной экономики. Но существуют и точки убытка, в которых непроизводительно используется стоимость. Поэтому следует учитывать как темпы прироста стоимости в быстроразвивающихся и конкурентоспособных сегментах (сотовая связь, телекоммуникации и пр.), так и в отстающих (например, в ЖКХ). Таким образом, рост стоимости отдельного бизнеса, предприятия, отрасли, региональной, национальной экономики – вот критерий эффективности осуществляемых инноваций, а инновация – это там, где мы первые, стратегия же – это инновационный вектор развития всей системы.
Концепция стоимости бизнеса сейчас довольно популярна, имеет разработанный прикладной инструментарий. Да и каждый руководитель-практик знает, что и с чем сравнить, чтобы объективно оценить стоимость того, чем он управляет. Если предприятие, отрасль и т.д. дают прирост в соответствии с установленными темпами инновационного роста (развития), то значит это образование не только востребовано в современном экономическом укладе, но и попадает в цикл инновационного экономического развития. Но важно еще научиться здесь функционировать, создав самоподдерживающуюся (за счет конкурентных преимуществ, очевидных или перспективных экономических выгод) тенденцию роста. Прирост стоимости какого-либо образования означает, что поведение экономического субъекта положительно оценивается рынком, а при такой оценке оплата бывает больше, чем конкурентов.
Рост стоимости – это подтверждение рынком выбранного предприятием курса, практики хозяйствования руководителя, квалификации работающих (им и заработную плату можно повысить), доверия акционеров (они получат на вложенные средства достойный %), состоятельности, самостоятельности региона (авторитета его руководства у населения, других губернаторов) и экономической мощи государства (возможности влиять на расстановку сил в мире и реализовывать собственный интерес). Рост стоимости это показатель того, где завтра она приумножится, а если она уже выведена из оборота (бизнеса, предприятия и т.д.), то значит производное от этого не получит развития (в т.ч. социальные гарантии, и даже общечеловеческие ценности окажутся под угрозой) и о конкуренции в инновациях здесь уже вряд ли можно говорить.
Каким должно быть поведение экономических субъектов, чтобы, не обладая первоначально преимуществом в финансовых ресурсах, имеющейся стоимости, обеспечить инновационный акцент развития? Эти меры, формы существования и поведения экономических систем уже известны экономике – специализация (когда экономический субъект добивается роста стоимости, делая ставку на конкурентоспособность в отдельном, узком сегменте), кооперация (рост стоимости происходит за счет финансовой мощи, обеспечивающей превосходство ряда параметров бизнеса и вытеснение низкорентабельных конкурентов). Только так мы можем осуществить качественно новые введения и даже, заняв доступные ниши, потеснив конкурентов, впоследствии стать не только первыми, но и инновационно развивающимися в мировом разделении труда.