Желание банков контролировать покупку населением дорогих товаров указывает на проблемы кредитного сектора. Он стремится увеличить выручку и перенести часть рисков на новых — вынужденных вкладчиков. К такому выводу пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Министерство финансов России требует запретить покупку товаров дороже 600 тысяч рублей за наличные деньги. Это решение будет означать сосредоточение торговых операций под контролем банкиров, выгоды для них от комиссии и увеличения вкладов.
Российские банкиры с осени 2012 года все более испытывают проблемы. Они ищут способы повышения доходов. «Правительство Дмитрия Медведева идет им на встречу, но именно оно несет ответственность за остановку роста экономики», – считает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Вместо поддержки потребителей, Минфин готовит меры помощи за их счет банкам. «Проект правительства расходится с обсуждаемыми в Кремле планами оживления экономики. Он — часть прежнего радикального безоглядного неолиберального курса, и предполагает не столько контроль над торговлей, сколько новую нагрузку на потребителей», – уверен руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. По его словам, они будут вынуждены за счет привязки к банкам разделить с ними риски.
Министерство финансов России настаивает на двухступенчатом снижении разрешенного законом размера покупки за наличные средства. После введения верхнего ограничения в 600 тысяч рублей в 2014 году, с 2015 года предлагается снизить его до 300 тысяч рублей. Банки в результате рассчитывают получить не только больше средств на свои счета, но и комиссионные с платежных переводов. Министерство финансов в 2012 году разработало законопроект и рассчитывает на скорое ограничение наличных расходов, которого давно добиваются крупные банки. Правительство стремится взять под налоговый контроль сделки в интернет-торговле. Чиновники идут по пути так называемых «больных стран»: Греции, Италии и Испании. В условиях ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, они нанесут удар по продавцом и покупателям.